Как рынок онлайн займов Казахстана адаптировался к законам 2018 года

адаптация к законодательным ограничениям РК

Учитывая стремительный рост рынка онлайн займов, Национальный банк больше не мог игнорировать деятельность компаний, которые специализируются на удаленном кредитовании. Чтобы оградить казахстанцев от слишком дорогих и невыгодных финансовых услуг, летом 2018 года были приняты законодательные нормы, ограничивающие и регулирующие деятельность кредиторов, предоставляющих населению займы «по Интернету». Как отметил председатель Нацбанка Данияр Акишев, основная цель подобных нововведений состоит в том, чтобы не допустить повсеместного распространения модели онлайн кредитования, при которой население может оказаться в долговой кабале. Но ужесточение регулирования рынка не могло не отразиться на деятельности его участников: чтобы и дальше получать стабильный доход и не фиксировать убытки из-за низких ставок, микрофинансовые организации были вынуждены изменить условия предоставления средств, ужесточить скоринг и принять другие меры по адаптации используемых бизнес-моделей к действующему законодательству.

Новые ограничения

Пользуясь отсутствием должного регулирования рынка онлайн займов, казахстанские компании активно наращивали объемы кредитования, предоставляя гражданам услуги по выдаче денег под процент по ставкам, размер которых доходил даже до 900% годовых. Компенсируя свои убытки высокой стоимостью займов, кредиторы выдавали средства практически всем желающим, не тратя время на анализ платежеспособности и оценку финансового состояния потенциальных клиентов. В связи с этим деньги под процент часто получали граждане, для которых выплата долговых обязательств становилась тяжким бременем для семейного бюджета, что способствовало появлению массовых просрочек и повышению уровня закредитованности населения.

Чтобы остановить кредитный «беспредел» в ситуацию вмешался Нацбанк, по инициативе которого были разработаны поправки, ограничивающие возможности онлайн компаний по начислению процентов и штрафов. Было принято решение установить максимальный размер эффективной ставки по таким займам на уровне 100% от первоначальной суммы обязательства и фактически наделить потребителей полномочиями самостоятельно защищать свои интересы и права, предусмотренные Гражданским кодексом РК. В частности, в случае, если условия заключенного договора нарушают установленные требования в плане размера ГЭСВ, заемщик может признать его ничтожным и снять с себя предусмотренное его положениями обязательство.

Впрочем, искусственное ограничение стоимости – это не выход для микрофинансового рынка, о чем Нацбанк неоднократно предупреждали его участники. При отсутствии возможности перекрывать высокими ставками свои убытки от неплатежей и просрочек, МФО были вынуждены пойти на определенные хитрости и ухищрения, чтобы остаться на плаву и сохранить высокую рентабельность.

Ужесточение скоринга

Выдавая деньги «по Интернету», компания сознательно подвергает себя определенному риску, так как рассматривает заявки и принимает решения о выдаче средств без достаточного объема информации, по которой можно судить о платежеспособности и финансовой дисциплине потенциального клиента. И если раньше эту проблему кредиторы успешно решали за счет высоких процентных ставок, то после изменения законодательства они лишились такой возможности и стали больше внимания уделять скоринговому анализу, с помощью которого можно оценить финансовое состояние клиента и перспективу выплаты задолженности.

Но при выдаче онлайн займов нельзя использовать банковские скоринговые модели, так как они не учитывают особенностей микрофинансовой деятельности (когда решение о выдаче средств необходимо принимать в условиях дефицита «качественной» информации и без документов о доходе). Чтобы обеспечить безубыточность своего бизнеса и не «потерять» рентабельность под грузом просрочки, кредиторы на постоянной основе стали использовать адаптированные скоринговые модели и дополнили их новыми параметрами, посредством которых можно более точно ценить финансовое состояние заемщиков без очного общения и получения справок о доходе.

Ужесточение скоринга сегодня выражено не только в использовании специализированных программ оценки финансового состояния. Некоторые микрофинансовые организации посчитали, что выдавать деньги при ГЭСВ в 100% лучше при условии наличия дополнительного обеспечения, что позволит существенно снизить риски удаленного кредитования. Для этого они дополнили свои программы новым требованием о привлечении поручителей, которые смогут гарантировать выплату заемщиком текущей задолженности.

Несмотря на то, что наличие поручительства не характерно для потребительского микрокредитования, такой подход к решению проблемы крайне выгоден МФО, так как они могут не бояться просрочек и убытков (в случае отсутствия своевременной оплаты взыскать задолженность можно будет не только с заемщика, но и с его поручителя). Но даже с учетом стабильного спроса на займы такой подход может поспособствовать увеличению процента отказов по заявкам, особенно если МФО станут на постоянной основе использовать такую практику в своей деятельности и начнут отказывать в кредитной помощи тем, кто не сможет заручиться поддержкой поручителей.

Дополнительные комиссии

Снижение эффективной ставки явно невыгодно микрофинансовым организациям. Но отдельные компании нашли выход из положения и, кроме начисленных процентов, стали взимать дополнительные комиссии, которые могут указываться в условиях под разными названиями. Например, заемщика могут обязать при оформлении займа или возврате средств дополнительно внести гарантию, плату за обслуживание или любую другую комиссию, которая оплачивается отдельно от процентов и не учитывается при расчете ГЭСВ. Используя такую схему кредитор, с одной стороны, не нарушает закон, а, с другой стороны, получает достаточный объем доходов, несмотря на ограничение Нацбанка.

Более наглядно это можно увидеть на примере одной крупной МФО, которая выдает онлайн займы розничным клиентам. Например, при получении 10 тыс. тенге на срок 10 дней вознаграждение составит 178 тенге (в условиях даже указано, что ГЭСВ 63%), что на первый взгляд полностью соответствует нормам закона. Но при оформлении займа потребитель должен будет оплатить «услугу электронного кошелька» в размере 616 тенге. При этом данная комиссия сразу же прибавляется к основной сумме займа и по документам он получает на руки 10616 тенге, хотя по факту – только 10 тыс., так как остальная часть списывается в пользу МФО.

Стоит отметить, что в большинстве случаев дополнительные комиссии – это непостоянная величина и их размер зависит от суммы кредитования или срока действия договора. Соответственно, чем больше денег клиент хочет получить взаймы, тем больше будет размер дополнительных платежей, которые ему придется погасить при обслуживании задолженности.

Как долго будет действовать такая сомнительная схема кредитования или Нацбанк оперативно отреагирует на такую уловку МФО, сказать пока сложно. Можно предположить, что при наличии массовых жалоб от граждан он не сможет игнорировать такой факт и будет обязан провести проверку деятельности компаний.

Изменение политики

После принудительного ограничения максимального размера эффективной ставки для отдельных МФО рынок онлайн кредитования утратил свою привлекательность, и они приняли решение добровольно прекратить свою деятельность или перевести ее в оффлайн плоскость. Несмотря на отсутствие официальных данных по этому рыночному сегменту, Нацбанк РК прогнозирует планомерное сокращение его участников, но уже очевидно, что уходить будут преимущественно мелкие игроки, которые больше не могут работать с высоким показателем доходности в условиях ужесточения законодательства. В виду ограниченности своих ресурсов, они не в состоянии позволить себе разработку и внедрение скоринговых программ, без использования которых можно нарастить большой объем просроченной задолженности. В то же время ожидается рост «серого» сегмента, так как отдельные компании откажутся от легальной деятельности и перейдут «в тень», где можно выдавать займы без какого-либо надзора и регулирования.

Не желая отказываться от микрофинансирования, другие участники рынка сделали ставку на изменение процедуры кредитования, чтобы не потерять возможность выдавать займы на выгодных для себя условиях. С этой целью они стали позиционировать себя в качестве агрегаторов, которые осуществляют только сбор и анализ кредитных заявок, делегировав полномочия по выдаче средств другим кредиторам (компаниям-партнерам). За счет использования такой сложной схемы МФО смогли адаптировать свою деятельность под новые требования Нацбанка и сохранить высокий показатель рентабельности, несмотря на жесткое ограничение ГЭСВ.

Поделись