Перспективность банковского кредитования

перспективы банковского кредитованияДля многих банков Казахстана именно кредитование стало наиболее востребованной услугой среди населения. Благодаря широкому разнообразию предлагаемых кредитных программ большинство заемщиков даже пополнили список постоянных клиентов банков. Банковские займы выручают нас во многих ситуациях. Это не только решение нежданно-негаданно нависших проблем с деньгами. Дорогостоящие покупки, туристические путевки, автомобили, квартиры и многое другое входит в нашу жизнь с помощью кредитов. Но все ли так безоблачно в банковском кредитовании?

Количество невозвратных кредитов растет

Статистические данные утверждают, что популярность кредитов в стране продолжает расти. Еще в апреле этого года количество банковских заемщиков превысило 5 млн., а размер выданных кредитов составил 4 триллиона тенге. Получается, казахстанцы видят преимущества в кредитах от банков. Это, прежде всего:

  • надежность;
  • относительно низкие проценты за пользование кредитной суммой;
  • возможность одолжить сумму большого размера и на длительный срок;
  • посильные ежемесячные платежи;
  • выбор приемлемого варианта погашения займа;
  • отсутствие первоначального взноса и залогового обеспечения во многих кредитных программах.

Но есть и другие цифры, констатирующие утрату платежеспособности по кредитным обязательствам 20,5 % заемщиков. Причем их просрочка затянулась более чем на 90 дней. А это значит, что 1040372 казахстанца не имеют возможности вовремя вносить платежи и погашать задолженность по займу. Фактически банкам заемщики задолжали 306 млрд. тенге. Такая ситуация не выгодна ни заемщикам, ни банкам, а причинами ее возникновения могут быть:

  • уменьшение или потеря основного дохода в результате болезни или увольнения с работы;
  • крах семейного бюджета из-за непосильных ежемесячных платежей за пользование займом;
  • неожиданное выявление дополнительных платежей по кредиту.

Анализируя причины, однозначно обвинить заемщика в неплатежеспособности будет неправильно. Банковские работники, имеющие существенный опыт в кредитовании, могут повлиять на ситуацию, особенно в момент заключения договора на кредит. Например, для Банка ВТБ важно заключать кредитные договора, когда заемщик полностью осознает происходящее. Учитывая, что почти 66 % всех кредитов с просрочкой являются потребительскими беззалоговыми, договора на них оформляли клиенты, находясь, скорее всего в состоянии эйфории. Желание купить сегодня и сейчас то, о чем мечталось, может затмить рассудок. В результате размер ежемесячного платежа разоряет семейный бюджет, а заемщик переходит в категорию должников.

Что привнесут изменения законодательства банковской сферы?

Сложная ситуация с проблемными кредитами привела к тому, что Национальный Банк РК принял ряд изменений в законодательство:

  • введен новый порядок погашения заемных сумм;
  • сокращено количество комиссий с 40 до 11.

В итоге в выигрыше окажется клиент:

  1. Поскольку отныне платежи за пользование кредитными суммами рассчитываются по единым формулам и методикам, клиент получает возможность реально выбрать наиболее подходящий для себя вариант кредитования в том или ином банке.
  2. Несмотря на то, что право выбирать и устанавливать размеры комиссии остается за банком, размер годовой эффективной ставки вознаграждения должен быть в пределах, которые установил Нацбанк.
  3. Если в прошлом просрочка по платежам несла дополнительные штрафные начисления размером не более 0,5 % от кредитной суммы и не более 10 % от этой же суммы за каждый год срока займа, то ситуация существенно изменилась. Теперь в первые 90 дней придется дополнительно внести не больше 0,5 % от кредитной суммы, а по истечению этого срока начисления составят не более 0,03 %. Разница очевидна и у заемщика появляется шанс снять с себя бремя долгов.

По мнению экспертов, такие изменения окажутся полезными и для банков, поскольку помогут уменьшить число проблемных кредитов. Должникам не придется выискивать пути, чтобы укрываться от банковских работников и коллекторов. Ведь на сегодня из всех задолжавших по кредитам только 23,2 % оказались добросовестными, то есть обратившимися с проблемой в свой банк. Всячески избегают общения с банком 64,1% заемщиков-должников, отягощая тем самым свое положение. Руслан Каржауов, директор филиала Банка ВТБ (Казахстан) в Уральске, считает, что проблемы неплатежеспособности должников успешно решаются только через доверительные и честные отношения между кредитором и заемщиком.  

Поделись
Show Buttons
Hide Buttons